ЧТО ТАКОЕ КЕНПО? 

На этот вопрос каждый, практикующий Кэнпо, в зависимости от уровня знаний и углубленности в своих занятиях, может дать свой ответ. Кэнпо - это система, созданная таким образом, что она соответствует возможностям любого человека, как костюм, сшитый на заказ.

В Кэнпо Эда Паркера нет места для баек о биоэнергетике, позволяющей валить толпу противников с любого расстояния. В Кэнпо нет танцев с партнером на площадке. Кэнпо было создано с одной целью - научить человека быстрой, эффективной и жесткой самозащите, в том числе от группы нападающих.

Арсенал Кэнпо, состоит из работающих техник китайских школ кунг-фу, джиу-джитсу и филиппинских стилей боя (в том числе ножом и дубинками).

Кэнпо основано не на философских или религиозных учениях Востока и Запада. Его основа - физиология, кинезиология, психология, тактика уличного боя.

Характерной особенностью техники Кэнпо являются серии быстрых, мощных, хлестких ударов руками, чаще по круговой траектории (кто видел фильмы с участием Джеффа Спикмана, тот знает, о чем речь).

Движения в боевых искусствах быстрые и сильные, когда они правильные, а правильные они тогда, когда они красивы. Кэнпо завораживающе красиво. Но это - не балет

КЕНПО это СОВЕРШЕННОЕ ОРУЖИЕ


 

История создания Кенпо-Карате Эдом Паркером

 Эдмунд Кеалоха Паркер родился в Гонолулу на Гавайях 19 марта 1931 года.

Семья Паркеров жила в районе Калихи, известном в Гонолулу своими трущобами и шайками хулиганов. В детстве и юности Эду приходилось много драться. Дело в том, что его родители были членами секты мормонов, воспитывали своих детей в духе строгой религиозной морали. В частности, они внушили им стойкое отвращение к спиртным напиткам, сквернословию и преступлениям. А уличные дружки постоянно подбивали юного Паркера то на выпивку, то на кражу, то на визит к проститутке. Эд всегда отказывался, его начинали подначивать, и дело обычно кончалось дракой.

Такая жизнь требовала отличной физической формы. В период учебы в школе Эд занимался боксом, дзюдо и легкой атлетикой, играл в школьной футбольной команде. Однако из-за интенсивных тренировок и частых драк учился он слабо. Классный руководитель даже сказал ему как-то, что он никогда ничего не добьется в жизни. Много лет спустя Паркер вспоминал, что именно эти слова пробудили в нем желание доказать, что он достигнет успеха.
В возрасте 16 лет Паркер впервые познакомился с "Кенпо", одной из систем дзю-дзюцу (джиу-джитсу). Произошло это так. Его товарищ по воскресной церковной школе, Фрэнк Чжоу, рассказал ему, как на днях победил известного местного хулигана. Зная, что тот сильнее его друга, Эд не поверил. Тогда Фрэнк показал несколько приемов, принесших ему победу. Пораженный Эд немедленно попросился в ученики. Но Фрэнк сказал, что драться его научил старший брат, Уильям, и отвел к нему.

В свою очередь, Уильям Чжоу с 1942 года являлся учеником Джеймса Митозэ, мастера дзю-дзюцу, японца по происхождению. Система, которую преподавал Митозэ, основывалась на прямолинейных движениях, характерных для большинства японских систем. Однако Уильям дополнил ее круговыми движениями из китайского кунг-фу, которым его научил отец, и некоторыми приемами уличного "кулачного боя". Таким образом, тот вариант Кенпо, которому Паркера обучал Уильям Чжоу, объединял технику японского дзю-дзюцу, китайского кунг-фу и уличных драк. Однако это "искусство" было очень "сырым" и, подобно сахарному тростнику, растущему на Гавайях, нуждалось в "переработке". Именно этим занялся Эд Паркер.

Он довольно быстро пришел к мысли, что совершенствование и распространение Кенпо станет главным делом его жизни. Во всяком случае, он поведал об этом своей будущей жене Лейлани уже в 1949 году, когда ему было всего 18 лет и он оканчивал школу. Она вспоминает, что он тренировался тогда каждый день, не жалея себя, и поэтому очень быстро постигал основы Кенпо. Уильям вручил ему черный пояс всего после двух лет занятий!

В том же 1949 году, окончив школу, Паркер уехал с Гавайев на материк и поступил в университет в Прово (штат Юта). Он надеялся, что Кенпо станет его профессией и обеспечит средствами к существованию. Однако понимал, что если превращать Кенпо в свой бизнес, то понадобятся соответствующие знания. Следовательно, требуется высшее образование. Его учитель Чжоу полностью был с ним согласен и поддерживал стремление к дальнейшей учебе. Университет в Прово Паркер окончил в 1956 году, получив степень бакалавра по социологии и психологии. Учеба заняла так много времени потому, что во время корейской войны он добровольно поступил на службу в береговую гвардию.

Почти всю свою службу (с 1951 по 1954 год) Паркер проходил на Гавайях. Там он в свободное время продолжал занятия Кенпо с Уильямом Чжоу. Вернувшись после демобилизации в Прово, Эд Паркер основал клуб Кенпо при университете, а также начал его преподавать в местном оздоровительном клубе. Кроме того, он в это же время обучал технике кэнпо сотрудников городской полиции и даже патрулировал иногда вместе с ними на улицах. Впервые в США Паркер стал выдавать своим ученикам свидетельства о прохождении курса боевого искусства, которое он именно тогда назвал "Кенпо-каратэ".

После окончания университета Паркер отклонил предложение остаться в нем преподавателем и уехал с женой в Калифорнию. Его пригласил туда Рой Вудворт, бывший управляющий оздоровительным клубом в Прово, возглавивший аналогичный клуб в Пасадене (одном из пригородов JIoc-Анджелеса). Он решил "взять Паркера на борт" в качестве своего рода приманки для привлечения в зал большего количества занимающихся. Но вскоре этот зал купила другая компания, руководители которой считали, что Кэнпо-каратэ не вписывается в атлетический тренинг. Так Паркер остался без работы, едва успев приступить к ней, а его жена ждала в это время первого ребенка.

Но, как это нередко бывает у сильных людей, крушение прежних планов сыграло положительную роль в дальнейшей судьбе Паркера. Он сам говорил, что "это заставило меня встать на свои ноги. Если бы я продолжал работать на других, то никогда не завел бы собственного дела. Меня к этому вынудили правила бизнеса. Я стал преподавать каратэ за плату прежде всего потому, что этого не делал никто другой". Он занял денег у своего соседа и арендовал на них зал, в котором открыл в сентябре 1956 года студию каратэ. Он назвал ее студией потому, что считал местом для творчества, а не тупой зубрежки. Сосед спросил только:
"Карате - это что, мексиканское блюдо?" и согласился подождать три месяца. Студия быстро начала процветать, и Паркер смог вернуть долг раньше срока. Считается, что она стала первой коммерческой школой каратэ в США.

Потом Паркер познакомился с Терри Робинсоном, в прошлом тренером по борьбе, работавшим в это время инструктором физкультуры в оздоровительном клубе при отеле Беверли-Уолшир. Когда Паркер продемонстрировал ему свою технику самозащиты, Робинсон был потрясен. "Он представил меня членам клуба, - вспоминал Паркер,- и вскоре я начал заниматься с этой <толпой>, состоявшей в основном из продюсеров, режиссеров и артистов кино". Это произошло в 1960 году. Среди новых друзей и учеников Паркера двое сыграли весьма заметную роль в дальнейшем распространении Кенпо-каратэ.

Первым из них был знаменитый певец рок-н-ролла Элвис Пресли . Его дружба с Паркером продолжалась почти 18 лет, вплоть до самой смерти в 1977 году. Они нередко- вместе путешествовали по стране, причем Паркер никогда не был телохранителем Пресли, как это иногда утверждают. Сам он называл себя "компаньоном". Пресли много лет занимался Кенпо-каратэ и в конце концов получил от Паркера черный пояс. После его смерти Паркер опубликовал в 1978 году книгу воспоминаний о нем "Внутренний мир Элвиса". Пресли часто фотографировался в униформе и с эмблемами Кенпо-каратэ. Такая же эмблема была у него на гитаре. А на сцене у микрофона он нередко выполнял движения из кэнпо. Все это вызывало интерес к кэнпо-каратэ у многих из миллионов его поклонников в США и по всему свету

Другим близким другом Паркера стал молодой кинорежиссер Блейк Эдвардс. Уже в свой первый фильм "Экспериментальный террор" он включил сцены схваток с участием нескольких учеников Паркера. Затем он снял фильмы "Розовая пантера" и "Месть розовой пантеры", в которых Паркер сыграл роль, мастера каратэ.

Еще раньше Паркера стали приглашать на телевидение в качестве консультанта для постановки сцен с драками. Первой работой такого рода стал в 1957 году многосерийный телефильм "Опасная малиновка". За ним последовал сериал "Я - шпион". А еще позже Паркер сам снимался в телефильмах "Я люблю Люси" и "Ухажерство отца Эдди". В 1958 году, во время съемок сериала "Я - шпион" Паркер познакомился с Джимми Ли и Минг Ламом, мастерами кунг-фу из Сан-Франциско. Потом он много раз приезжал к ним в гости.

В один из таких приездов они познакомили его с Брюсом Ли , тогда никому еще не известным студентом. Позже Паркер вспоминал об этом так: "Он оказался довольно нахальным парнишкой, но очень симпатичным, несмотря на все свое нахальство. Я посмотрел, как он работает и предложил снять его на пленку, чтобы показать продюсерам. Я сразу понял, что если Брюс попадет на большой экран, то восточные боевые искусства приобретут огромную популярность... Итак, мы сделали цветной фильм, который я отнес Биллу Дозье, снимавшему тогда сериал "Бэтмен". И он снял Брюса в сериале "Зеленый Шершень". Так благодаря помощи Паркера Брюс Ли попал в мир кино

Вся эта история произошла в 1964 году в Лонг-Бич, еще одном пригороде Лос-Анджелеса. В августе того года Паркер проводил там первый международный чемпионат каратэ, открытый для всех желающих, независимо от направления, стиля и школы боевых искусств. С тех пор и по сей день они проводятся ежегодно, привлекая сотни участников, прессу и тысячи зрителей. Победа в этом чемпионате оказывает большое влияние на репутацию и карьеру любого бойца. Это и понятно. Ведь, говоря словами Паркера, "как узнать, кто есть кто в мире боевых искусств, пока все не откроют свои карты? Если какой-то парень - фальшивка, дайте ему возможность выступить и сделать то, что он может. Если он ничего из себя не представляет, то об этом узнают все. И наоборот". На этих чемпионатах проявился талант Джо Льюиса, Майка Стоуна,. Джима Келли, Чака Норриса и многих других, ставших впоследствии знаменитостями. Здесь же ученик Паркера Дэн Иносанто подружился с Брюсом Ли, продолжателем дела которого он впоследствии стал.

Каждый участник чемпионата получает шеврон с эмблемой, которую придумал Паркер. Выглядит она так: овал, символизирующий земной шар, белый фон которого означает цвет пояса новичков. Окантовка овала наполовину коричневая, наполовину черная, что соответствует цвету поясов продвинутых учеников. В овале три языка красного цвета разной высоты. Красный цвет - это огонь, который, как и боевые искусства, прекрасен на вид, но смертелен при соприкосновении. В то же время это цвет мастерства. А три языка - это три уровня постижения искусства самообороны: примитивный, механический и спонтанный... Помимо этого чемпионата Паркер организовал популярные до сих пор соревнования между командами Тихоокеанского и Атлантического побережья США и ряд других.

Свою организацию - Американскую ассоциацию Кенпо-каратэ - Паркер создал осенью 1956 года, через пару месяцев после открытия студии в Пасадене. Три года спустя он отправился на Гавайи, чтобы пригласить себе в помощь Уильяма Чжоу и вместе с ним расширить сферу влияния ассоциации. Чжоу, однако, отказался уезжать из Гонолулу. Пришлось Паркеру управляться одному. В 1960 году он преобразовал свою ассоциацию в международную, с центром в Пасадене. На ее эмблеме (которую Паркер разработал вместе со своим братом Дэвидом) изображены тигр и дракон.

Ученики Паркера Джон Маккуин из Ирландии и Райнер Шульте из ФРГ распространяли Кенпо-каратэ в Европе. Сам он ездил с той же целью в Канаду, Мексику, Южную Америку. В настоящее время филиалы этой ассоциации (IKKA) действуют в 12-ти странах мира и объединяют примерно 35 тысяч человек в 170 клубах. С 1978 года издается также журнал ассоциации, который называется "Бойцы" ("Fighters").

Кроме того, Паркер первым из западных мастеров стал писать книги о боевых искусствах Востока. В 1957 году он издал книгу "Кэнпо-каратэ". Она начиналась словами, излагавшими кредо (символ веры) Эда Паркера: "Я пришел к вам с пустыми руками. У меня нет оружия, только Каратэ. Но если мне придется защищать себя, свои принципы или честь, если это окажется вопросом жизни или смерти, тогда вот мое оружие - Каратэ - мои пустые руки".

В своей книге, иллюстрированной многочисленными рисунками и фотографиями, Паркер описал уязвимые точки и ударные поверхности человеческого тела, дал базовую технику Кенпо-каратэ и ряд связок технических приемов, показывающих, как использовать эту технику для самозащиты. Уделил он также внимание общефизической и психологической подготовке. Нетрудно увидеть, что по такой схеме в дальнейшем писали свои книги о различных школах и стилях боевых искусств сотни других американских и европейских специалистов.

Через б лет, в 1963 году, он издал вторую книгу - "Секреты китайского каратэ". В ней Паркер довольно подробно пересказал легенду о монастыре Шаолинь и его монахах-воинах, изложил традиционные китайские взгляды на цели и методы практики боевых искусств, познакомил читателей с характерной китайской техникой рукопашного боя и с наиболее распространенными видами традиционного китайского оружия. .Эта книга вышла в тот период, когда Запад переживал бум японского каратэ. Поэтому заявление Паркера о том, что родина каратэ - в Китае и что китайские боевые искусства гораздо обширнее и эффективнее японских, вызвало настоящую сенсацию и взрыв негодования. Книга и ее автор обогнали свое время. За Паркером в мире восточных боевых искусств прочно закрепилась репутация мятежника. На традиционалистов его имя стало действовать, как красная тряпка на быка. Это и понятно. Ведь подавляющее большинство людей всегда предпочитают следовать чужому мнению или примеру, чем думать своей собственной головой. В этой связи возникает законный вопрос: насколько оригинальной системой является паркеровское Кенпо-каратэ? Может быть, правильнее считать его создателем Уильяма Чжоу? Или Джеймса Митозэ? И вообще, что может быть оригинального в сочетании приемов дзю-дзюцу, кунг-фу и бокса?

Относительно своего первого учителя Паркер говорил, что занятия с ним стали для него лишь отправной точкой в работе по созданию кэнпо-каратэ. Он утверждал, что вклад Чжоу в эту систему составил не более 15% от ее объема. Пожалуй, главное, что он передал Паркеру,- это техника как таковая, а не принципиальная установка на использование приемов из разных видов боевых искусств. Суть такой установки хорошо передает следующая история. Однажды на соревнованиях по японскому каратэ к Паркеру подошел молодой японец, обладатель черного пояса. И спросил его: "Почему вы не придерживаетесь традиций? Вы не используете японскую терминологию и не учите чистому каратэ". Паркер ответил: "Что делает ваше каратэ "чистым", а мое - нет? Основатель вашей системы (Сётокан) господин Фунакоси изучал два стиля боевого искусства (Сюри-тэ и Наха-тэ) у двух разных мастеров (Азато и Итосу), а потом смещал их воедино. В каратэ нет "чистых" систем. "Чистое" каратэ тогда, когда "чистый" кулак вонзается в "чистую" плоть!"

Вопросы "чистоты" и оригинальности любого стиля или системы всегда относились к числу дискуссионных. Споры на данную тему ведутся ровно столько времени, сколько существуют различные школы боевых искусств, и будут продолжаться до тех пор, пока не исчезнет конкуренция между ними. А поскольку в обозримом будущем этого не произойдет, постольку будут продолжаться и споры.

По мнению Паркера, нет и не может быть ни одной системы боя голыми руками, принципиально отличающейся своей техникой от всех других систем. Ведь люди везде устроены одинаково. С позиций анатомии, физиологии и биомеханики ясно, что число вариантов наиболее эффективных способов защиты и нападения в схожих ситуациях ограничено. Именно поэтому многие приемы самообороны по существу одинаковы в системах, возникших в разное время и в разных местах. Другое дело, что сами эти системы не могут быть полностью идентичны по своим принципам, методам тренинга, тактике ведения поединка, по соотношению ударных и болевых приемов и т. д.

За прошедшие века радикальные изменения произошли не в технике, а в характере ситуаций, требующих ее применения. Например, никто не станет сейчас нападать на прохожего с мечом или алебардой в руках, ему никогда не придется выбивать всадника из седла ударом ноги в прыжке. Зато появились автомобили, лифты, кроссовки и многое другое, чего не было еще сто лет назад. Так вот, Кенпо-каратэ Паркера - это система самозащиты в экстремальных ситуациях современной жизни, рассчитанная на реальные возможности так называемого "среднего человека".

Ее основу составили 150 элементов базовой техники, взятые им из японского дзю-дзюцу, китайского кунг-фу и североамериканского "вольного" бокса. Среди них стойки и захваты, удары и броски, блоки и болевые приемы. Главным критерием выбора техники была для Паркера степень ее соответствия биомеханическим и моторным возможностям человеческого тела. Этим он решительно отличается от создателей восточных боевых систем, стремившихся имитировать движения различных животных и вдохновлявшихся идеями буддийско-даосской философии. В Кенпо-каратэ нет места для мистики, легендарных историй и восточной экзотики. Нет там и "секретных" приемов, которые старый учитель якобы передает в конце жизни избранным ученикам. Это научно обоснованная система. Паркер говорил, что свою концепцию постижения боевого искусства он может сравнить с процессом обучения устному и письменному языку: "Когда ребенок учится говорить, он сначала усваивает отдельные звуки, потом слоги, затем начинает составлять из них слова,. а еще позже соединяет эти слова в целые фразы. Если представить, что каждое техническое действие - это звук или слог, то станет понятным, что я имею в виду". Иными словами, 150 элементов базовой техники, это своего роде "словарь", дающий возможность "разговаривать" на языке движений в соответствующих ситуациях. Продолжая сравнение с речью, надо отметить, что с помощью одних и тех же слов люди говорят по-разному. Речь одних свободна и выразительна, у других она бедная и косноязычная. Все дело в их способностях и подготовке.

Обращаясь затем к вопросу о подготовке, Паркер говорил, что есть три основных вида письма: машинопись, где каждая буква печатается только после того, как напечатана предыдущая; письмо от руки (курсив), где следующая буква как бы "вытекает" из предшествующей; и стенография, в которой один условный значок обозначает либо слог, либо целое слово. Так и в боевых искусствах. Отдельные движения, выполняемые с перерывами между ними, можно сравнить с печатанием. Движения, вытекающие одно из другого, - это курсив, а если блок и удар, захват и подножка совпадают во времени, это стенография. Легче всего научиться печатать на машинке. Красиво и быстро писать от руки значительно труднее. Не зря существует такое искусство, как каллиграфия. Ну а стенографией вообще владеет считанное число людей. Цель наставника боевого искусства в том, чтобы его ученики научились свободно "стенографировать". Итак, оригинальность Кенпо-каратэ Эда Паркера - в его "словаре" базовой техники и в правилах пользования им. И то и другое он изложил в пятитомном труде "Бесконечное постижение кэнпо", изданном в 80-х годах. (Этот фундаментальный труд называют также "Энциклопедией Кенпо-каратэ". Он основан не только на огромном личном опыте Паркера, но и, в гораздо большей мере, на кинезиологии, науке о движениях.) Каждый, кто занимается Кенпо-каратэ, должен сам подбирать из этого словаря ту технику, которая наиболее приемлема для него, с учетом особенностей своего телосложения и нервно-мышечных реакций, своей психологии и предполагаемых опасностей. А из отобранных элементов и приемов надо конструировать свои. собственные связки и объединять их в комплексы формальных упражнений.

В первой половине 70-х годов организация Паркера пережила ряд трудностей, в основном финансового характера. Главная причина их была в том, что многие люди просто использовали его в своих целях, меньше всего думая о таких вещах, как благодарность, помощь или вознаграждение. Из-за своей сердечности, открытости и веры в людей Парке) пережил немало горьких разочарований. Но всплеск популярности боевых искусств, который произошел благодаря Брюсу Ли и его фильмам, помог справиться с возникшими проблемами. В 1975 году Паркера посетил в Пасадене престарелый Джеймс Митозэ, чтобы вручить ему диплом и пояс 10-го дана в Кенпо дзю-дзюцу. В 1976 году читатели знаменитого американского журнала "Черный пояс" избрали Паркера "человеком года", а в 1979 году - "инструктором года". В том же 1979 году Паркер реорганизовал свою Ассоциацию, открыл ряд новых филиалов, значительно увеличил количество учебно-методических семинаров. Кроме того, в 1974 -году Паркер сыграл главную роль в художественном кинофильме "Убить золотого гуся", в котором его партнером был известный мастер хапкидо Бонг Су Хань. Фильм имел значительный успех в США.

Проводя семинары, Паркер разъезжал по всей стране и по всему миру. Почти каждый уик-энд он проводил теперь вдали от семьи, которую так любил. Обычными стали для него и недельные туры по нескольким городам подряд. Все это принесло результаты. Журнал "Черный пояс" отметил в июне 1981 года, что "благодаря Паркеру и его неустанной деятельности традиции кэнпо-каратэ становятся в США все более прочными". Особенно много работал Паркер в 1990-м году. Он завершил съемки кинофильма "Совершенное оружие", главную роль в котором играл его ученик Джефф Спикмен, а Паркер ставил сцены драк. Провел серию семинаров в Чикаго и Лос-Анджелесе. Продолжал писать книги, тренировать новых учеников, консультировать своих инструкторов. Приближалось Рождество... Паркер хотел провести его на Гавайях со своей 93-летней матерью (отец умер в 1965 году). Но когда он прилетел с женой в Гонолулу и шел с ней через зал аэропорта, произошел сильнейший сердечный приступ и Паркер упал мертвым. Это случилось 15 декабря 1990 года на 60-м году жизни.

На похоронах, которые состоялись в Пасадене, присутствовало более двух тысяч человек. Брат Эдмунда Джозеф сказал в надгробной речи: "Он завершил все свои начинания". А Лейлани добавила: "Эдмунд исполнил мечту детства"...